Новости и акции
Нанайская кровь и английский мореплаватель
Нанайские скулы, моряцкие страсти и мы Нанайские черты еще угадываются в лице моей бабушки Надежды Андреевны, в девичестве Михайлиной, в крепких скулах, пронзительном взгляде и силе воли. Ее русоволосый голубоглазый муж-красавец Юрий растворил их на моей маме Наталье. На моем круге явных черт уже не найти, заметны лишь скулы, да сохранилась генетически слабая способность расщеплять алкоголь, свойственная коренным народам севера. В мой кон рождения неожиданно проявилась вера в реальность незримого, которую предки советского периода боялись признавать, но, безусловно, чувствовали. Бабушка верит и в Бога, и в Сталина, и в заговоры и молитвы, которые передали ей отец и мать, и которые, как придет время, передаст мне. Пару веков назад, в суровом Татарском проливе, у обрывистых берегов материка напротив Сахалина, разбился английский корабль. До берега чудом добрались два моряка. Берега оказались российскими, суровыми. Приютили их гольды, нанайцы. Северные народы в те времена были настоящими хозяевами своей земли и ее основными обитателями. Разворот обстоятельств на ту пору оставлял англичанам мало шансов на возвращение. Времени присмотреться было полно, и одному из них хватило, чтобы накрепко впечатлиться одной нанайской девушкой. Так в седьмом колене по материнской линии произошло то, что продолжает определять нашу кровь. У моряка-искателя приключений и дочери охотника и рыболова родились один за другим четверо детей в нанайском стане. Вероятно, это был самый длительный оседлый период для дедушки-путешественника. Но природа взяла свое и вернула его, обросшего семьей, на дорогу, в поисках чего-то более. Кровь путешественника двинула его искать лучшие края. За три года, что длился путь англо-нанайской семьи на юго-запад, дорогами, на санях, подводах, реками, по Амуру, Шилке, родился пятый ребенок. Временная остановка для поправки здоровья нашей нанайской бабушки пришлась на деревню Большая Косуль, ныне Красноярской области. Бо-Косуль, как её называют там, дала родину этим детям и нескольким последующим поколениям, включая мою бабушку Надю. Жили-поживали. Добра весьма неплохо наживали, до самого раскулачивания. С того момента где-то в глубине застряла установка, что богатство – угроза. Это «вылезло» совсем недавно, и требуется еще время на растворение этого «наследства» и развитие ценности благополучия. Да, я с детства привыкла обходиться малым, видящим это видно. Жили оседло, выращивая хлеба, разводя пчёл, выпасая скот, несколько поколений. Из родной Бо-Косули не выезжали, пока не началась война. С этого момента крови английского прапра...дедушки снова двинули нами в путь. Бабушка, дедушка, мама и мы с братом постоянно куда-то едем. Меняем места жительства. Приосев на годы – часто и надолго уезжаем. Оседлость как будто лишает воздуха перемен. Так сложилось, что незнание местного языка, спустя семь поколений от моряка и нанайки, по-прежнему не становится препятствием. Возможно, пятый ребенок английского моряка и нанайской девушки, который даже родился в пути, и стал нашим коренным предком. Восстановить документально историю рода уже невозможно, здание сельсовета сгорело в смутные времена. И все же, прислушиваясь к рассказам, снам, настоящим проявлениям себя, я узнаю всё больше. Всё яснее истоки фанатической любви к океану и горным рекам, дорогам без маршрута, корни знаний без учений, чутья без объяснений. Когда пишу эту историю в машине, возможно, пишу именно потому, что еду по пути, которым мой английский дедушка и нанайская бабушка с детьми два века назад на подводах двигались неизвестно к чему, слушая лишь сердце. Бурятия-Байкал, 29 июля, 2015 Галина Антония |